:

Ежегодный доклад МИД «Наиболее резонансные случаи нарушения прав человека в отдельных странах мира»

11.02.2014 г.

Данный доклад о наиболее резонансных случаях нарушений прав человека в отдельных странах мира является вторым по счету, подготовленным Министерством иностранных дел. Он сформирован на основании различных источников, таких как итоги второго цикла универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека, заключения специальных тематических процедур Совета и договорных органов ООН, информация международных, региональных, национальных межправительственных и неправительственных организаций, а также данные, собранные в открытом доступе дипломатическими представительствами Беларуси.

С момента окончания «холодной войны» тема прав человека, вне всяких сомнений, получила повышенное мировое внимание. Более того в последние годы международное сообщество возвело права человека на такой уровень важности в ООН, который ранее имели только вопросы мира, безопасности и развития.

Одновременно никакая другая тема не является в настоящий момент настолько разделяющей для мирового сообщества как права человека. Международные отношения сегодня во все большей степени рассматриваются и осуществляются сквозь призму прав человека.

Это происходит из-за того, что отдельные государства, опираясь на политическую и экономическую мощь, объявили себя «проводниками и защитниками» прав человека в мире и активно используют этот вопрос в формировании отношений с другими государствами в политике и экономике. Практически весь мир вынужден в той или иной степени подыгрывать «защитникам», чтобы не лишиться их доброго расположения. При этом всем очевидно, и это призван продемонстрировать данный Доклад, что, заявляя об универсальности своих подходов, эти «защитники», тем не менее, действуют избирательно и забывают о своей принципиальности там, где им это необходимо. Еще хуже то, что в попытке присвоить себе право на единственно верный рецепт успешного развития, они игнорируют объективную реальность исторического опыта, ментальных и экономических особенностей других стран.

Понимание подобного специфического опыта друг друга является первым и, возможно, единственным шагом для рассмотрения темы прав человека на неконфронтационной и непредвзятой основе. Я попытался донести это видение в статье под названием Human Rights: What and Who Made Them Divide the World?, опубликованной в издании Russia in Global Affairs в июне 2013 года. Есть искренняя надежда на то, что все мы в конченом счете придем к необходимости принятия такого подхода, поскольку в мире постоянно нарастающих глобальных вызовов и угроз государства не могут позволить себе такую роскошь, как проведение политики, нацеленной на «переделывание» друг друга по своему собственному образцу.

Владимир Макей
Министр иностранных дел
Республики Беларусь

 

 

Материалы брифинга для представителей СМИ начальника главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Юрия Амбразевича в связи с презентацией доклада Министерства иностранных дел «Наиболее резонансные случаи нарушения прав человека в отдельных странах мира: 2013»

Ю.Амбразевич: Добрый день, уважаемые журналисты!

Хочу представить вам наш второй доклад «Наиболее резонансные случаи нарушения прав человека в отдельных странах мира: 2013».

Доклад касается только тех государств, которые ввели в отношении Республики Беларусь санкции на основании их оценок ситуации с правами человека в нашей стране. Как вы понимаете, речь идет о США, большинстве стран Европейского союза и Канаде. Доклад подготовлен на основании анализа открытых источников. Очень хорошо сработали наши посольства. Среди этих источников хотелось бы выделить результаты прохождения этими государствами второго цикла Универсального периодического обзора Совета ООН по правам человека (СПЧ), заключения специальных тематических процедур СПЧ, информацию международных, региональных и национальных неправительственных организаций и информацию ваших коллег из печатных и телевизионных СМИ.

Вы уже можете ознакомиться с текстом этого доклада на сайте МИД. Материал традиционно начинается вступительным словом Министра иностранных дел Республики Беларусь Макея В.В. Я не буду повторять слова главы внешнеполитического ведомства Беларуси. Хотел бы остановиться на следующем.

Деятельность Министерства иностранных дел любого государства, и Беларусь не является исключением, направлена на реализацию внешней политики, которая определяется высшими политическими органами страны. Внешняя политика призвана обеспечить максимально комфортные внешние условия развития государства и общества. В этой связи констатирую, что действия ряда иностранных государств в отношении Беларуси наносят нашей стране, ее предприятиям и гражданам реальный вред. Эти государства полагают, что ситуация с правами человека в Беларуси находится не в лучшем состоянии, и на этом основании считают себя вправе ограничивать политические, ведомственные контакты, вводить запрет на доступ на их рынки конкретных белорусских предприятий, товаров, вести информационную дискредитацию нашего государства. Очевидно, что такие действия зарубежных стран рассматриваются нами как препятствие для развития белорусского государства. Устранение этих препятствий всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами является, к сожалению, важнейшей текущей задачей Министерства иностранных дел Беларуси. Подчеркиваю, что к сожалению, поскольку МИД вынужден объективно тратить силы не на конструктивную работу, а на противодействие указанным шагам, на снятие этих препятствий.

Критика Беларуси по тематике прав человека в значительной мере сконцентрирована в международных организациях. В силу ряда очевидных факторов западные державы доминируют в большинстве глобальных международных форумов и используют их для реализации собственных целей, в том числе и в отношении Беларуси. Именно поэтому работа белорусской дипломатии в международных организациях направлена и на то, чтобы эти организации замечали проблемы не только в странах, как мы говорим, восточнее от Вены, но и проблемы, которые существуют в западных государствах.

Таким образом, опубликованный сегодня доклад это, прежде всего, конкретный инструмент Министерства иностранных дел для работы в международных организациях.

С другой стороны, вам, уважаемые представители прессы, как никому известно, что СМИ, информационное пространство в целом, используются также активно для критики Беларуси по ситуации с правами человека.

Думаю, вы все со мной согласитесь, что Беларусь достаточно открытая страна. Практически у каждой семьи есть доступ к Интернету. Значительное количество наших граждан имеет спутниковое телевидение, где вещают все основные новостные мировые каналы. Мы находимся полностью в открытом доступе для российских телеканалов. К сожалению, в соответствующих сюжетах и комментариях Беларусь зачастую подается как наихудший случай в регионе, а то и мире, в сфере прав человека. Мы хотим, чтобы у наших граждан и у иностранцев было четкое понимание того, что данный подход абсолютно не соответствует действительности. Поэтому презентуемый доклад это еще и информационный повод, аргумент в нашей работе со СМИ, адресованный как белорусскому, так и зарубежному медиа пространству.

Сегодня в мире нет государств, которые были бы идеальны в вопросе прав человека. К счастью, это открыто и публично признают наши западные партнеры. В таком случае для нас становится еще более непонятным их избирательный поход к Республике Беларусь на основании тематики прав человека.

Хочу дополнительно сообщить о том, что Беларусь активно развивает свое взаимодействие с международными организациями, обладающими контрольными функциями в сфере прав человека. За последние годы страна представила на рассмотрение контрольных органов Организации Объединенных Наций пять периодических докладов о выполнении правозащитных договоров: в 2008 году — в Комитет по правам ребенка, в 2009 году — в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, также в 2009 году — в Комитет против пыток, в 2010 году — в Комитет по экономическим, культурным и социальным правам, в 2012 году — в Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации. Все эти доклады успешно защищены. Два последних защищены в октябре и ноябре 2013 года.

Кроме того в мае 2010 года Республика Беларусь прошла своего рода универсальный экзамен в Совете по правам человека. Речь идет об Универсальном периодическом обзоре ситуации по правам человека. По итогам обзора в адрес нашей страны сформулированы и нами приняты рекомендации по улучшению ситуации с правами человека. В феврале 2012 года в духе доброй воли Беларусь представила в Управление Верховного комиссараООН по правам человека промежуточный отчет о выполнении этих рекомендаций. Надеюсь, многие из вас уже знают о том, что на сайте МИД имеется отдельный сегмент, посвященный правам человека, и соответствующая информация там размещена.

Работа над рекомендациями в рамках УПО СПЧ ведется на основании соответствующего межведомственного плана, который одобрен главой Администрации Президента Республики Беларусь.

Тогда же, в 2012 году, Беларусь представила УВКПЧ общий базовый документ, который объединяет собой аналитическую сводную часть всех национальных периодических докладов в контролирующие органы ООН, которые касаются и гражданско-политических, и социально экономических прав.

В 2013 году впервые в истории наших отношений с УВКПЧ реализован проект технической помощи по тематике борьбы с торговлей людьми. В 2014 году у нас имеются договоренности с офисом Верховного комиссара по правам человека о проведении в Беларуси нескольких мероприятий, в том числе семинаров по теме омбудсмена, свободе и статусу судей, правам инвалидов.

2014 год обещает быть также достаточно сложным с точки зрения продолжения работы над очередными отчетами. Мы будем снова готовить доклад в адрес Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также доклад по выполнению международного пакта о политических и гражданских свободах в адрес Комитета по правам человека (впервые с 2001 года). Внесение обоих докладов запланировано на зиму-весну 2015 года.
В 2014 году также предстоит продолжить работу по всем нереализованным рекомендациям, полученным в 2010 году по итогам прохождения первого цикла УПО в СПЧ ООН. Весной 2015 года Беларуси предстоит прохождение второго цикла этого Универсального периодического обзора. Особо подчеркну, что подготовка всех докладов, реализация рекомендаций — это не только работа Министерства иностранных дел, это большая совместная работа всех заинтересованных министерств и ведомств. Министерство иностранных дел убеждено, что вся проделанная и предстоящая работа по описанным направлениям, с одной стороны, вносит прямой позитивный вклад в совершенствование 
общественно-политических отношений в нашей стране, внутри нашего государства, и с другой стороны, аргументированно демонстрирует тот факт, что Республика Беларусь на деле реализует свои международные обязательства.

Благодарю за внимание.


Ответы начальника главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Юрия Амбразевича на вопросы представителей СМИ

Агентство «БелаПАН»: Какие основные случаи нарушения прав человека Вы нашли в указанных странах? Если в Беларуси все так хорошо с правами человека, и Беларусь активно сотрудничает с Советом по правам человекаООН, как Вы сказали, то почему до сих пор не даются разрешения на визиты спецдокладчиков Совета, в том числе спецдокладчика по ситуации в Беларуси, спецдокладчика по правозащитникам, спецдокладчика по судьям, которые неоднократно, по крайней мере, по их заявлениям, такие обращения направляли белорусской стороне?

Ю.Амбразевич: Наша позиция в отношении нашего странового спецдокладчика вам хорошо известна. Мы не считаем, что господин Харашти является человеком, который способен вести конструктивный диалог с Правительством Республики Беларусь в силу специфических качеств, личной предыстории вопроса, и, прежде всего, в силу того, что учреждение этого поста осуществлялось без консультаций и согласия Правительства Республики Беларусь. Утверждение о том, что спецдокладчик — это благо, некая возможность, которой правительство могло воспользоваться для совершенствования прав, социально-правовых,гражданско-политических отношений в нашей стране, справедливо для всех государств только в том случае, когда это делается на добровольной основе. Если мы не видим, что диалог с данным человеком или диалог с его офисом может нам каким-то образом помочь, то и отношение к данному институту соответствующее.

В отношении тематических специальных докладчиков. Речь идет о том, что с 2010 года в адрес целого ряда тематических докладчиков Совета по правам человека Республикой Беларусь были направлены приглашения посетить нашу страну. В том же 2010 году в адрес уважаемого Верховного комиссара госпожи Пиллэй точно так же было направлено приглашение посетить нашу страну. До сих пор эти визиты не реализованы, прежде всего, из-за, как я понимаю, позиции управления или офиса Верховного комиссара по правам человека о том, что если в отношении страны существует некий страновой докладчик, то тематические процедуры не нужны.

Со своей стороны, мы сейчас находимся в ситуации, когда и по линии нашего постоянного представительства, и по другим линиям в ближайшее время в адрес всех тех тематических процедур, которые были приглашены, будут подтверждены наши приглашения. Несмотря на формулировку о том, что некая нормальная практика работы Управления Верховного комиссара по правам человека предполагает ненаправление таких тематических докладчиков, мы исходим из того, что «правила игры» учреждений ООН, которые созданы странами-членами, должны определяться не этими учреждениями, а самими странами, которые их создали и которые платят в бюджет взносы.

В отношении наиболее резонансных случаев вы увидите, что в этом докладе имеется информация по 23 странам: 21 страна ЕС, США и Канада. Я надеюсь, вы сами сможете оценить и сделать аналитическую «выжимку» по тем наиболее присутствующим случаям или категориям нарушений прав человека, которые там содержатся, поскольку это имеется в открытом доступе и на русском, и на английском языках.

Агентство «БелаПАН»: Разве Верховный комиссар отказалась от визита не из-за того, что белорусская сторона не гарантировала ей встречу с теми находящимися в заключении людьми, которые международным сообществом признаны политзаключенными? Такой запрос о встрече был.

Ю.Амбразевич: Может быть и был такой вопрос. Но почему белорусское государство должно в нарушение собственного процессуального законодательства идти на такие действия?

Агентство «РИА Новости»: Вы упомянули о том, что в документе имеется информация о 23 странах. Большой ли объем конкретных нарушений прав человека и какая категория основных нарушений: дискриминация, насилие либо что-то еще?

Ю.Амбразевич: Действительно, многое из того, что здесь размещено, касается проблематики дискриминации, расовой неприязни, поскольку определенная «волна» захлестнула Европу с точки зрения расизма, разгона массовых мероприятий. По каждой стране отобраны те случаи, которые имели действительно серьезный резонанс для их общественно-политической жизни.

Газета «Звязда»: Вы упомянули о том, что в мае 2010 года были сформулированы рекомендации для Беларуси по улучшению ситуации по правам человека. Сегодня уже 2014 год, может быть, Вы расскажете в нескольких словах, каких достижений мы достигли в реализации данных рекомендаций?

Ю.Амбразевич: Действительно, в адрес нашей страны было сформулировано достаточно много рекомендаций, если быть точным — 74. Значительная их часть касалась международных инструментов в отношении присоединения к тем или иным международным документам или их ратификации. Еще треть рекомендаций касалась прав женщин, порядка 20 рекомендаций касалось тематики смертной казни, гражданского общества — сохранения, развития, партнерских связей с ним, вовлечения в социально-экономические и иные проекты — 18 рекомендаций. И относительно пыток, прежде всего, присоединения к факультативным протоколам конвенции против пыток, также проведения инвентаризации наших тюрем — порядка 15 рекомендаций. Хочу сказать, что из той информации, которая у нас имеется, и которую вы можете, как и я, почерпнуть из сведенной информации, полученной нами в результате анализа информации от государственных органов Республики Беларусь, реализованы следующие, как мне кажется, наиболее показательные рекомендации.
Наша страна — одна из немногих успешных стран в мире, которая может говорить, что практически все Цели развития тысячелетия выполнены. В нашей стране достаточно серьезно поставлена работа по борьбе с торговлей людьми, принят специальный закон. На наш взгляд, и это показало последнее прохождение доклада страны в Комитете по социальным и экономическим правам, у нас сформирован довольно серьезный баланс между мужчинами и женщинами, значительные усилия приложены к совершенствованию отношений социальных и экономических, решается задача прав ребенка. Вы прекрасно знаете, в нашей стране реализуется программа свертывания интернатов, в ближайшее время, мы рассчитываем, будет решен вопрос о ратификации Конвенции по правам инвалидов. В целом, работа по укреплению взаимодействия с договорными органами ООН, что также являлось одной из рекомендаций, реализуется нами достаточно серьезно и с конкретным наполнением. Я позволю себе еще одну ремарку на первый вопрос. Повторюсь и подчеркну, как уже сказал ранее, считаю, что в мире нет стран, которые идеальны. Это также касается Республики Беларусь.

Агентство «РИА Новости»: Помимо размещения доклада в Интернете, будет ли МИД Беларуси представлять его в международных организациях?

Ю.Амбразевич: Этот доклад будет традиционно распространен через наши Постпредства, прежде всего в Женеве, Нью-Йорке при международных организациях, в Вене, то есть на тех площадках, которые занимаются правами человека. Естественно, все дипломаты, аккредитованные в Минске, смогут получить так называемую hard copy.

Агентство «ИТАР-ТАСС»Исходя из того, какой был резонанс после презентации первого доклада, какой реакции в мире вы ожидаете в этот раз? Часто руководство Беларуси упрекает Запад в двойных стандартах в подходах в отношении Беларуси, делаются ли на этом какие-то акценты в докладе?

Ю.Амбразевич: В самом докладе никаких сравнений, кто лучше, кто хуже, не проводится. Приводится констатация нарушений и определенная юридическая квалификация с точки зрения соответствия этих действий обязательствам государств перед международными договорными органами и соответствия их международным конвенциям. Республика Беларусь не стремится кого-то учить. Мы сами учимся, работаем с международными организациями. И эта работа направлена, в том числе на привнесение в нашу страну передового опыта, методологии, подходов и экспертизы, что крайне важно с точки зрения совершенствования законодательства и практических подходов.

Реакция на первый доклад была достаточно, я бы сказал, интересной. Это реакция простых граждан как Республики Беларусь, так и зарубежных государств. На сайт МИД поступали письма из Швеции, Польши, Литвы и других государств. Естественно, была и официальная реакция. Официальная реакция некоторых государств нас, в каком-то смысле, удивила. Мы надеемся, что ее в этот раз не будет. С другой стороны, реакция Брюсселя/ЕС, который отметил, что они готовы взаимодействовать с Беларусью по тематике прав человека, готовы выслушивать здоровую критику в их адрес, воспринимается нами как абсолютно приемлемая и адекватная. Более того, мы не закрыты для взаимодействия с иностранными, в том числе западными государствами по правам человека.

Взаимодействием это назвать на данном этапе достаточно сложно, поскольку взаимодействие подразумеваеткакую-то реальную работу. Речь идет о диалоге. Я думаю, что такой диалог полезен. Большинство текущих консультаций, которые проходят с нашими партнерами из министерств иностранных дел западных стран, также содержат значительную временную и содержательную часть, посвященную правам человека. Поэтому мы надеемся, что реакция будет, прежде всего, конструктивной, и будет учтена в дальнейшей работе с Республикой Беларусь.

Агентство «Интерфакс-Запад»Исходя из данного доклада, могли бы Вы составить «антирейтинг» стран, в которых больше всего было зафиксировано нарушений?

Ю.Амбразевич: Мы не ставим перед собой задачу что-либо считать, и тем более, не ставим задачу ведениякакого-либо рейтинга. Вы можете увидеть это в предисловии, которое написано Министром иностранных дел, что мы призываем страны не делить друг друга, не делать рейтингов, а работать и взаимодействовать. Открытое взаимодействие позволит в итоге ускорять, совершенствовать внутренние общеполитические процессы. Думаю, только таким образом можно добиваться каких-то изменений в любом обществе.

Радио «Беларусь»: Будет ли продолжена практика создания таких докладов в будущем?

Ю.Амбразевич: В настоящий момент мы исходим из того, что данный доклад будет готовиться Министерством иностранных дел ежегодно.

Агентство «БелаПАН»: А если США и Евросоюз снимут санкции в отношении Беларуси, будет ли готовиться доклад?

Ю.Амбразевич: Думаю, когда это произойдет, мы с нашими партнерами, возможно, издадим совместный доклад.

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти